Начать свое дело порой не так просто, как кажется на первый взгляд. И когда начинаешь погружаться в этот вопрос, информации настолько много, что все превращается в кашу, не знаешь с чего начать, как организовать процесс, как оформиться, нужно ли это делать сразу или позже, как и где продвигаться и т.д. Порой даже просто сформулировать правильное предложение для клиента и то проблематично.
Тем временем на просторах интернета информация сильно разнится, не всегда можно вовремя найти достоверную информацию. А любители продавать воздух из теорий выстроились в очередь со своими услугами ради приема наличных. Это сбивает с толку, а в некоторых случаях, сбивает даже с пути истинного, видя такие сложности, о которых расскажут «гуру» маркетинга, чтобы надавить на боль клиента, а потом продать ему свое «решение» — огонёк внутри просто гаснет. Мечта остается не реализованной. А человек начинает чахнуть в прямом и переносном смысле этого слова.
Из моей постоянной практики я решила сделать выжимку по общим вопросам и сейчас ее здесь опишу. А те, кому не хватит информации или конкретного разбора ситуации могут написать мне свои вопросы на эл.почту, указанную в разделе «контакты» на этом сайте.
В начале мы обозначим типичные вопросы, а дальше разберем уже более тонкие детали. Итак, поехали.
Первое и самое главное, что необходимо сделать — разработать идею, продумать детали. От этого шага зависит вся дальнейшая работа. Часто это называют вИдением. Если оно есть, то курс вашего Корабля понятен, остается только настроить приборы (цели, инструменты) и в путь. А вот если его нет, то не понятно куда держать путь.
Здесь необходимо разобраться что это за бизнес, для кого он в принципе, какие ценности он несет людям, что он дает лично вам, ради чего вы это делаете? Ваш ли это путь в целом и как вы видите себя в нем через год-два-пять?
Второй пункт — постановка целей. У нас есть большая цель, мы видим ту итоговую картинку, как выглядит мой бизнес, когда он уже реализован, идеален. Теперь мы идем не к цели, а ОТ цели. Мы как бы разбиваем ее на части, сначала на большие куски, потом на меньшие и так дальше. Определяем периоды: годовая цель, на месяц, на неделю. Дробим настолько, чтобы получить цели на 1 день. Из этого и будут вытекать ваши ежедневные задачи.
Третий: подробно описать вашу целевую аудиторию: кто те люди, для которых вы создаете ваш продукт, какого они возраста, каким родом деятельности занимаются, для чего им ваш продукт/услуга, чем интересуются ваши потенциальные клиенты (это поможет найти места их «обитания»). Вы ведь не будете продавать щебень балерине, правда? Именно поэтому так необходимо выяснить вашу аудиторию, чтобы узнать, как и где лучше преподнести ей ваш продукт. Благо этому учат сегодня из каждого утюга. Не будем надолго здесь останавливаться.
Четвертый: понять какие понадобятся инструменты и ресурсы. Здесь мы соберем в список всё, начиная от технического оснащения до программного обеспечения и денег. Например, я создаю гончарную мастерскую, для этого мне понадобятся: помещение в определенном месте, средства на его аренду и содержание, освещение, гончарные круги, столы, инструменты, расходные материалы, печь, а также свой сайт или соц.сети, а возможно и то и другое, реклама, штат. И многое многое другое. Нужно посидеть и все тщательно прописать.
Пятый: обозначить для себя в какой форме налогообложения вы будете вести дело. Будет это ИП или достаточно самозанятости. Здесь есть небольшой, но очень важный нюанс: тест ниши. Пока вы тестируете — пойдет дело/не пойдет — можно ничего не оформлять, а разобраться, посмотреть, что вообще у вас получается. Дайте себе на это определенный период времени. Если вы начинаете с фриланса, написания статей, выпечки тортов, продаж у вас пока кот наплакал — то какой смысл сразу оформлять предпринимательскую деятельность? Но если у вас уже пошли уверенные продажи или, к примеру, вам необходимо помещение для открытия кофейни — конечно нужно оформить все сразу официально. Иначе ни один подрядчик или поставщик с вами работать не станет.
Шестой шаг: маркетинг и путь клиента. Здесь выпишем, какие инструменты будем использовать для продвижения. Будет это реклама Яндекс Директ, ВК, покупка размещений ваших постов, статей, роликов, ссылок на сторонних ресурсах и т.д. Определим, какие соц.сети понадобятся для продвижения. Также необходимо понять где будем искать своего потенциального клиента: если у вас продажа строительных красок — ищем клиента на ресурсах о строительстве, если краска художественная — о живописи. Всё логично.
Определитесь, будете вы продвигаться самостоятельно или будете привлекать внешнего специалиста. Если у вас хватает времени, сил и знаний для начала лучше использовать эти ресурсы, а не влезать в непосильные долги, чтобы оплатить маркетолога и дорогущую рекламу.
Кстати, за «опытного» маркетолога частенько выдают себя совершенно зелёные студенты, которые нещадно сливают бюджет, оправдываясь не привлекательностью вашего предложения для клиента. Будьте внимательны.
Хорошо бы просто логически подумать: если ваш товар/услуга визуально привлекательный продукт — используйте ютуб, шортс, покажите товар и процесс лицом, как говорится. Рассказывайте тонкости, показывайте отзывы людей о вас и продукте. Снимать можно в начале на обычный телефон.
Составьте путь клиента: как и куда должен пойти человек по вашим ссылкам, куда нажать, что он там увидит, как сможет оплатить, как и сколько времени будет происходить доставка, она должна быть максимально быстрой и удобной. Это важно. Также важно понимать, что не клиент собой управляет, а ВЫ клиентом. Поэтому вы должны просчитать каждый его шаг с того момента как он только о вас узнал.
Седьмой шаг: контент-план. По сути этот инструмент вам понадобится в случае, если вы будете продвигать себя сами. Если этим занимается маркетолог, то это будет делать он. Для чего и как это делать: для того, чтобы не терять времени на ежедневные терзания: «О чем сегодня написать или снять контент?»
Здесь подскажу вам отличный инструмент, который называется майнд-карты. Их можно составлять как на компьютере (они безоплатные), так и просто рисовать от руки на бумаге. По сути, это выявление смыслов вашей деятельности. Сначала вы обозначаете себя или свою компанию, от нее лучиками будут отходить направления, которые в свою очередь делятся на более мелкие и т.д.
Конечно, вы можете использовать майнд-карты, а можете просто посмотреть любой подходящий вам ролик на Ютуб и выбрать лучший для себя инструмент. Скажу одно: контент-план избавит вас от ежедневной колоссальной потери времени и сил.
Восьмой шаг: дисциплина-матушка! Почему матушка? Да потому что без неё родимой и ни туды и ни сюды. Здесь многое зависит от правильно поставленных целей, а также от того, что это дело значит лично для Вас. Готовы ли вы «Засыпать с мечтой — просыпаться с целью»?, подниматься утром и бегом бежать на свою работу. Если вам все-таки лень — задумайтесь, ваше это или нет. Ведь тело никогда не врёт. Лень — главный показатель не верного пути. Мне лично пришлось пройти огромный многолетний путь, перепробовать 28 ниш, пройти сотни курсов, тренингов, практик и медитаций, чтобы понять это и найти своё дело.
Девятый шаг: двигаем горизонты. Иначе сказать — вот исполнили вы свою цель, а дальше что? Что будете реализовывать, чего хотеть, о чем мечтать? Тут многие скажут: «Да мне хоть бы это сначала осилить!» А нет! Практика показывает, что выполнение хорошо поставленных и реализованных целей обычно происходят намного быстрее, чем мы задумали. Поставил человек цель на год, а обстоятельства сложились так, что произошло это за 3 месяца. И вот сидит он бедненький в растерянности и не знает, что же ему дальше делать. А все потому, что не учился мыслить наперед, как в шахматах. Это и есть бизнес-мышление.
Надеюсь эта статья помогла вам осознать некоторые моменты. Конечно, к делу вы подойдете ответственно и всё хорошенько изучите. Но если вдруг вам нужна будет помощь — вы знаете где меня искать 🙂
С уважением, ваш Автор.